Вы искали святоотеческие комментарии на Евангелие от Матфея глава 5 стих 3: "Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное."

Найдено результатов по вашему запросу: 23

Иоанн Златоуст "К враждующим против тех, которые привлекают к монашеской жизни", Глава № 3, параграф 14
монах, то нет, а просто и вообще всем сказал: "а Я говорю вам: не клянись вовсе" (Матф.5:34). И еще сказав: "горе вам, смеющиеся ныне" (Лук.6:25), не прибавил: монахам, но вообще всем положил это правило; так Он поступил и во всех прочих, великих и дивных повелениях. Когда напр. Он говорит: "блаженны нищие духом, плачущие, кроткие, алчущие и жаждущие правды, милостивые, чистые сердцем, миротворцы, изгнанные за правду", несущие за Него от внешних (неверующих) упомянутые и неупомянутые поношения (Матф.5:3-11), то не приводит названия ни мирянина, ни монаха: такое различение привнесено умом человеческим. Писания же не знают этого, но желают, чтобы все жили жизнью монахов, хотя бы и имели жен. Послушай, что говорит и Павел (а когда говорю о Павле, говорю опять о Христе). Павел же, в послании обращаясь к людям, имеющим жен и воспитывающим детей, требует от них всей строгости жизни, свойственной монахам. Так, устраняя всякую роскошь и в одежде и в пище, он пишет такие слова: "чтобы та
Открыть весь параграф

Вы искали комментарий на Евангелие от Матфея глава 5 стих 3: "Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное."

Иоанн Златоуст "О сокрушении", Глава № 1, параграф 8
, которые исполняли Его заповеди. "Приидите", - скажет Он, - "благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира," не за то, что вы творили чудеса, но за то, что "алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; 36 был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. " (Мф. 25:34-36). И в учении о блаженствах Он нигде не упоминает о делающих чудеса, а только - о ведущих жизнь праведную (Мф. 5:3-12). 9. Итак, хотя благодать ныне сократилась, однако это нисколько не может повредить нам, но не послужит и к нашему оправданию, когда мы будем давать отчет в делах. И тем блаженным (апостолам) мы удивляемся не за чудеса, потому что чудеса вполне зависели от силы Божией, но за то, что они явили жизнь ангельскую; а эта жизнь, при высшей помощи, есть дело и их собственного усердия. Это не я теперь говорю, но - сам подражатель Христов (Павел). Когда он в послании к ученикам опроверг
Открыть весь параграф

Вы искали комментарий на Евангелие от Матфея глава 5 стих 3: "Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное."

Иоанн Златоуст "Беседы о статуях, говоренные к антиохийскому народу", Глава № 18, параграф 3
ет нечестивых” (Пс. 1:1). “Блажен человек, которого вразумляешь Ты, Господи, и наставляешь законом Твоим” (Пс. 93:12). “Блаженны непорочные в пути” (Пс. 118:1). “Блаженны все, уповающие на Него” (Пс. 2:12). “Блажен народ, у которого Господь есть Бог” (Пс. 32:12). “Блажен, кого не зазирает душа его” (Сир. 15:2). “Блажен муж, боящийся Господа” (Пс. 111:1). И Христос опять (говорит) так: “Блаженны плачущие, блаженны нищие духом, блаженны кроткие, блаженны миротворцы, блаженны изгнанные за правду” (Мф. 5:3-11). Видишь, как божественные законы везде ублажают не кого-либо из богатых, не из знатных родом, не из пользующихся славою, но стяжавшего добродетель! Это потому, что требуется, чтобы основанием всех наших дел, или страданий, был страх Божий; и если ты заранее насадишь этот корень, то не только покой, честь, слава и уважение, но и обиды, и клеветы, и оскорбления, и бесчестие, и мучения, и все вообще бедствия произрастят тебе плоды радости. И как корни дерев сами горьки, а плоды п
Открыть весь параграф

Вы искали комментарий на Евангелие от Матфея глава 5 стих 3: "Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное."

Иоанн Златоуст "БЕСЕДА НА СЛОВА: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты"", Глава № 1, параграф 4
оступает) и ткач, и вышиватель украшений, и золотых дел мастер, и медник, и всякое искусство имеет учителем слово и дело. Поэтому, и Христос, пришедши научить нас всякой добродетели, и словами внушает, что должно делать, и Сам делает. "Кто сотворит и научит", говорит Он, "тот великим наречется в Царстве Небесном" (Мф. 5:19). Посмотри, Он заповедал быть кроткими и смиренными и учил этими словами. Смотри же, как он научает тому же самому и делами. Сказав: "Блаженны нищие духом, Блаженны кроткие" (Мф. 5:3-5), Он показывает, как должно исполнять это. Как же научил Он? "Взяв полотенце, препоясался: начал умывать ноги ученикам" (Ин. 13: 4, 5). Что может сравниться с таким смирением? Так Он научает этому не только словами, но и делами. Также и кротости и перенесению обид Он научает делами. Как? Когда ударил Его раб первосвященника, Он сказал: "если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?" (Ин. 18:23). Он заповедал молиться за врагов: и этому опять научил дела
Открыть весь параграф

Вы искали комментарий на Евангелие от Матфея глава 5 стих 3: "Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное."

Иоанн Златоуст "Беседы о перемене имен", Глава № 4, параграф 7
е получил?"(1Кор.4:7). Итак, это слово: "призванный" есть не другое что, как урок смиренномудрия, низложение надменности, укрощение высокомерия. Ничто, точно ничто не может так обуздывать и воздерживать нас, как смиренномудрие, когда, т.е. мы бываем, скромны, смиренны и никогда нисколько не мечтаем о себе. Ведая это, и Христос, когда приступал к преподаванию духовного того учения, начал с увещания к смиренномудрию, и, отверзши уста, наперед постановил этот закон словами: "блаженны нищие духом" (Мф.5:3). Кто намеревается строить большой и великолепный дом, тот полагает и основание соответственное, чтобы оно могло выдержать тяжесть, которая впоследствии будет лежать на нем: так и Христос, начиная возводить в душах учеников великое здание любомудрия, наперед полагает увещание к смиренномудрию, как твердое и непоколебимое основание, – первую и нижнюю часть здания, зная, что, когда эта добродетель вкоренится в сердцах слушателей, то и все прочие добродетели могут уже безопасно навида
Открыть весь параграф

Вы искали комментарий на Евангелие от Матфея глава 5 стих 3: "Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное."

Иоанн Златоуст "Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев", Глава № 1, параграф 13
пользовался? Никаким. Однако и он, не имея ничего такого, с великим рвением проявлял все виды добродетели. Свое имение он делил с нуждающимися, и не только имение, но и самое тело. В своем дому он принимал странников и дом его принадлежал скорее последним, чем самому владельцу; крепостью же своего тела он помогал угнетаемым, силой и мудростью языка поражал клеветников и обнаруживал евангельское благоразумие, проявлявшееся во всех его делах. Смотри же: "блаженны нищие духом", – говорит Христос (Матф. 5:3), а это он и оправдывал своими делами. "Если я пренебрегал, – говорит, – правами слуги и служанки моей, когда они имели спор со мною, то что стал бы я делать, когда бы Бог восстал? И когда бы Он взглянул на меня, что мог бы я отвечать Ему? Не Он ли, Который создал меня во чреве, создал и его и равно образовал нас в утробе?" (Аз же презрех суд раба моего, или рабыни, прящимся им предо мною: что бо сотворю, аще испытание сотворит мне Господь? Еда не якоже и аз бех во чреве, и тии
Открыть весь параграф

Вы искали комментарий на Евангелие от Матфея глава 5 стих 3: "Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное."

Иоанн Златоуст "Беседы на Псалмы", Глава № 7, параграф 6
у, именно ту, что убийство не совершается безнаказанно, а непременно подвергнется наказанию, как и Моисей в книге Бытия говорит: "я взыщу и вашу кровь" (Быт.9:5). Это – знак беспредельного промышления, внимательнейшего попечения Его. Если же Он наказывает не вдруг, не удивляйся этому: Он дает грешникам время – покаяться. "Не забыл вопля убогих". Посмотри опять, как убогие пользуются его благоволением. Впрочем, здесь говорится не просто об убогих, но о тех нищих духом, о которых говорит Христос (Мф.5:3), потому что особенно молитвы тех бывают услышаны, которые смиренны и сокрушенны сердцем. Здесь внушается и то, и другое – и молитва, и смирение. "На кого Я призрю", говорит Господь, "на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим" (Ис.66:2)? И всегда смирение служит к успешному возношению молитвы, потому что Господь близок к сокрушенным сердцем. Потому молящийся особенно должен быть чужд надменности, чего требует и Павел, когда говорить: "без гнева и сомнения
Открыть весь параграф

Вы искали комментарий на Евангелие от Матфея глава 5 стих 3: "Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное."

Иоанн Златоуст "Толкование на пророка Исаию", Глава № 61, параграф 1
огачи, которым Ему нужно было возвещать? Конечно, говорит, были поистине нищие: они были великими в этой жизни, но нищими для будущей жизни. Потом, иным образом, пророк называет нищими людей, которые первые получили благовестие. Послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, – тех, сердца которых часто оскудевали по причине грехов. Иудеи и прочие, которые приняли благовестие, были недостойными. Сам Господь наш в нагорной проповеди в начале говорил: блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное (Мф.5:3). Нищим открыта дверь небесная; смирение – причина всех благ, а гордость – причина всех зол. Помазал Меня Духом, т.е., дал свидетельство. Для того, чтобы того Помазанника не считали подобным прочим пророкам, не считали посланным только для благовествования, пророк прибавляет: исцелять сокрушенных сердцем, или по причине грехов, или по причине печали. А для того чтобы показать, что исцеление принадлежит собственно Ему, и что Он не есть слабый пророк, который дарует иным то, что преж
Открыть весь параграф

Вы искали комментарий на Евангелие от Матфея глава 5 стих 3: "Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное."

Иоанн Златоуст "Толкование на святого Матфея евангелиста", Глава № 15, параграф 1
БЕСЕДА 15 "Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его. И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря: блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное" (Матф. 5:1-3). 1. Смотри, как Христос далек был от честолюбия и гордости! Он не водил народа за Собой, но когда нужно было врачевать, Сам ходил всюду, посещая города и веси. А когда собралось великое множество, садится на одном месте, не в городе, не среди площади, но на горе, в пустыне, - научая тем нас ничего не делать напоказ, удаляться от шума, особенно когда нужно любомудрствовать и рассуждать о важных предметах. Когда взошел Он и сел, приступили ученики. Видишь ли, как они успевают в
Открыть весь параграф

Вы искали комментарий на Евангелие от Матфея глава 5 стих 3: "Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное."

Иоанн Златоуст "Толкование на святого Матфея евангелиста", Глава № 47, параграф 3
ои одежды, чтобы их не подъела моль. А ты, видя в себе забвение, губительнее моли, повреждающее твою душу, не прибегаешь к Писанию, не истребляешь в себе язвы, не украшаешь своей души, не вглядываешься пристально в образ добродетели, не рассматриваешь членов и ее главы. И действительно, добродетель имеет и главу и члены, благолепнейшие всякого стройного и красивого тела. Что такое, спросишь, глава добродетели? Смиренномудрие. Потому и Христос начинает с смиренномудрия, говоря: “Блаженны нищие” (Мф. 5:3). Вот глава добродетели! Она не имеет ни волос, ни кудрей, но так прекрасна, что привлекает самого Бога. “На кого, - говорит Он, - Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим” (Ис. 66:2)? И еще: “Глаза мои” на кротких “(верных) земли” ?(оригинальная цитата: “Глаза мои на верных земли”) (Пс. 75:10; 100:6). И еще: “Близок Господь к сокрушенным сердцем” (Пс. 33:19). Глава эта, вместо волос и косы, приносит жертвы благоприятные Богу: Она - золотой же
Открыть весь параграф

Вы искали комментарий на Евангелие от Матфея глава 5 стих 3: "Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное."

Иоанн Златоуст "Толкование на Евангелие от Иоанна", Глава № 59, параграф 4
Потому умоляю, будем всегда оставаться под руководством Пастыря. А мы останемся, когда будем слушать гласа Его, – когда будем послушны Ему, – когда не будем следовать за чужим. Какой же глас Его? "Блаженны нищие духом. Блаженны чистые сердцем. Блаженны милостивые" (Матф.5:3,7,8). Если будем исполнять это, – останемся под руководством Пастыря, и волк не в состоянии будет проникнуть к нам; а если и войдет, то сделает это на свою погибель. Мы имеем Пастыря, который столько любит нас, что положил за нас и душу Свою. Если же Он и могущ, и любит нас, то что может воспрепятствовать нам спастись? Ничто, если только мы сами не отступим от Него. А как мы можем отступить? Послушай, что говорит Он: "никто не может служить двум господам, Богу и маммоне" (Матф.6:
Открыть весь параграф

Вы искали комментарий на Евангелие от Матфея глава 5 стих 3: "Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное."

Иоанн Златоуст "О ревности и благочестии, и о слепорожденном SPURIA", Глава № 1, параграф 6
хал обетования рая, откуда Адам пал и был изгнан. И хотя бесчисленные обетования давал Бог людям верным, но никому не обещал рая кроме разбойника, и никогда со времени изгнания из рая Адама не напоминал Бог людям о рае раньше этого бывшего разбойника. Почему же прежде не говорил Бог о рае никому из патриархов, никому из пророков, никому из апостолов? Древним Он обещал: дам вам "землю, где течет молоко и мед" (Исх. 13:5), а апостолам говорит: "блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное" (Мф. 5:3). О рае – ни слова: обетование о нем как бы сберегается для того, чтобы его первым услышал разбойник. Ведь если Павел сказал: я восхищен был в рай (2 Кор. 12:2), так это было уже после разбойника. Но почему же первым вошел в рай человек, произнесший всего только одно восклицание? Что же? Он усердно пел псалмы, что ли? Усердно подвизался? Часто ли, по крайней мере, вспоминал о Боге? Оказывается – всего один раз. Справедлив Бог мой, совершитель спасения! Как праотца нашего Адама изн
Открыть весь параграф

Вы искали комментарий на Евангелие от Матфея глава 5 стих 3: "Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное."

Иоанн Златоуст "СЛОВО о лжепророках, и лжеучителях, и об еретиках, и о знамениях кончины века сего. Было сказано в ожидании близкой смерти SPURIA", Глава № 1, параграф 6
люду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие" (Мф. 19:24). Утопая в роскоши и пьянстве, превозносясь гордостью, вы хотите победить ереси? Но горе вам, изнеженные и сластолюбивые, щеголяющие в золоте и изысканных нарядах! Как другим вы покажете прекрасную бедность Христа, ради нас обнищавшего и заповедавшего ученикам Своим не иметь и меди в поясах (Мф. 10:9)? Вот именно прельщаетесь вы, не разумея Писаний! Не слышите разве вы Господа, говорящего: "блаженны нищие духом" (Мф. 5:3), и еще: "горе вам, богатые" (Лук. 6:24), и: "не собирайте себе сокровищ на земле" (Мф. 6:19)! Богатство ваше умножилось, а слово оскудело; одежды ваши тленны, о них ли дадите вы ответ Пастыреначальнику Христу? Ведь вы знаете, что каждый из нас даст ответ Богу о себе самом, а вам – архиреям, иереям и дьяконам – предстоит ответ и о себе и об овцах, сколько каждому вверено. Смотрите же, не забудьте вверенных вам талантов! "Внимайте себе и всему стаду" (Деян. 20:28); смотрите, чтобы
Открыть весь параграф

Вы искали комментарий на Евангелие от Матфея глава 5 стих 3: "Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное."

Иоанн Златоуст "НА СЛОВА:"смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми" SPURIA", Глава № 1, параграф 2
еники предали свои тела беззаконным, они предали их собственно Тому, Кто сказал: "И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне" (Мф. 10:28). Затем, храмы ли или гостиницы устроили некоторые для всей вселенной, они сделали это ради Того, Кто сказал: "был странником, и вы приняли Меня" (Мф. 25:35). В смирении ли мы упражняемся, ради Него же делаем это, так как Он сказал: "Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное" (Мф. 5:3). Или подаем хлеб бедным, опять подаем ради Него, памятуя Его слова: "кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, не потеряет награды своей" (Мф. 10:42). Посещаем ли мы темницы, посещаем ради Него же: "в темнице был, и вы пришли ко Мне" (Мф. 25:36); одеваем ли вдов и сирот, одеваем Его же – Того, Кто сказал: "был наг, и вы одели Меня" (ст. 36). Вообще раздаем ли что-либо нищим, все это принимает Он: "так как вы сделали это одному из сих братьев Моих
Открыть весь параграф

Вы искали комментарий на Евангелие от Матфея глава 5 стих 3: "Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное."

Иоанн Златоуст "Беседы на Деяния Апостольские", Глава № 44, параграф 1
ет убедить их, чтобы они мужественно переносили все, и разлучение с ним и предстоящие опасности, подобно как было при Моисее и Иисусе (Навине). И смотри, что он далее прибавляет. "Все время был с вами, работая Господу со всяким смиренномудрием". Смотри, что особенно свойственно начальствующим, именно: ненавидеть гордость; это особенно нужно начальствующим, потому что самые обстоятельства располагают предаваться гордости. Это есть основание доброго, как и Христос говорит: "блаженны нищие духом" (Мф.5:3). Сказал не просто: "со смиренномудрием", но: "со всяким". Ведь есть много видов смиренномудрия; смиренномудрие можно видеть в слове и в деле, в отношении к начальникам и в отношении к подчиненным. Хотите ли, я представлю вам образцы смиренномудрия? Иные бывают смиренны со смиренными и надменны с надменными; это – не смиренномудрие. Другие бывают не таковы, но относительно каждого лица в разное время наблюдают и смирение и важность; это преимущественно и есть смиренномудрие. Желая
Открыть весь параграф

Вы искали комментарий на Евангелие от Матфея глава 5 стих 3: "Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное."

Иоанн Златоуст "Беседы на Послание к римлянам", Глава № 20, параграф 3
, апостол никого не обижает словом своим, предлагая наставление всем, даже и тем, которые невиновны, чтобы виновные удобнее приняли это вразумление и исправление. И что говоришь ты, скажи мне? “Не думайте [о] [себе] более, нежели должно думать”. Здесь он указывает на смиренномудрие, мать всех благ, подражая в этом своему Учителю. Как Христос, взойдя на гору, чтобы предложить нравоучительное слово, начал речь прежде всего о смиренномудрии и его положил основанием: сказав: “Блаженны нищие духом” (Мф. 5:3), так и Павел, переходя от догматических истин к нравственным, преподал урок о добродетели вообще, требуя от нас достойной удивления жертвы, но, намереваясь изобразить добродетель, в частности, начинает с смиренномудрия, как бы с главы, и советует: “Не думайте [о] [себе] более, нежели должно думать”, потому что такова воля Божия, “но думайте целомудренно”. Слова эти означают следующее: мы приобрели благоразумие, чтобы обращать его не в высокомерие, но в скромность. И апостол не ск
Открыть весь параграф

Вы искали комментарий на Евангелие от Матфея глава 5 стих 3: "Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное."

Иоанн Златоуст "Беседы на 1-е послание к Коринфянам", Глава № 12, параграф 1
учились от нас не мудрствовать сверх того, что написано", выражая этим, что если бы он прямо стал говорить о тех мужах, то они не научились бы тому, чему следовало научиться, и не приняли бы вразумления, оскорбившись сказанным. А теперь, из уважения к Павлу и его спутнику, они скоро приняли обличение. Что значит: не мудрствовать сверх того, что написано? В Писании сказано: "ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?" И еще: "не судите, да не судимы будете" (Мф.5:3,1). Если мы соединены между собой и составляем одно, то мы не должны восставать друг против друга. Также сказано: "кто унижает себя, тот возвысится" (Мф.23:12); и еще: "кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою" (Мк.10:43-44). Вот что написано! "Чтобы вы не превозносились один перед другим" (1Кор.4:6). Здесь он, оставив учителей, опять обличает учеников, потому что последние превозносили первых. Притом учители не скоро приняли бы такое внушение, потому что искали внешн
Открыть весь параграф

Вы искали комментарий на Евангелие от Матфея глава 5 стих 3: "Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное."

Иоанн Златоуст "Беседы на 2-е послание к Коринфянам", Глава № 30, параграф 3
любил Его" (что бо ищет Господь Бог у вас, точию еже любити Его, и готову быти тебе еже ходити в след Его) (Втор. 10: 12). Таким образом, когда Он повелевает тебе любить Его, тогда особенно показывает, что любит тебя, потому что ничто так не доставляет нам спасения, как любовь к Нему. Смотри, и все заповеди Его клонятся к нашему успокоению, спасению и прославлению. Так, когда Он говорит: "блаженны милостивые, блаженны чистые сердцем, блаженны кроткие, блаженны нищие духом, блаженны миротворцы" (Мф. 5:3-9), сам Он никакой пользы отсюда не получает, а заповедует это для того, чтобы нас украсить и настроить. Равным образом, когда говорит: "алкал Я" (взалкахся) (Мф. 25: 42), не имеет нужды в нашей помощи, но тебя побуждает к человеколюбию. Он и без тебя мог бы пропитать бедного, но, даруя тебе величайшее сокровище, заповедал это. Если солнце, будучи творением, не нуждается в наших очах (оно ведь так же стало бы блистать, хотя бы и никто не смотрел на него), но мы получаем пользу, ко
Открыть весь параграф

Вы искали комментарий на Евангелие от Матфея глава 5 стих 3: "Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное."

Иоанн Златоуст "Беседы на послание к Ефесянам", Глава № 1, параграф 1
гое означает этот камень, как не небесные предметы, не подлежащие никакому изменению? "Итак всякого", – говорит (Спаситель), – "кто исповедает Меня", – говорит Спаситель, – "пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным"; и "кто отречется от Меня, отрекусь от того и Я" (Мф. 10:32,33); и в другом месте: "Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят"; и еще: "Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное"; и опять: "Блаженны изгнанные за правду, ибо велика ваша награда на небесах" (Мф. 5:8,3,10,12). Видишь ли, везде небеса, и нигде ни земли, ни того, что на земле? И опять: "Наше же жительство – на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа" (Фил. 3:20); и еще: "о горнем помышляйте, а не о земном" (Кол. 3:2). "Об Иисусе Христе", т. е. чрез Христа Иисуса, а не чрез Моисея–это благословение; а потому не только качеством, но и посредником (благословения) мы превосходим иудеев, о чем он говорит и в послании к Евреям: "И Моисей верен во всем доме
Открыть весь параграф

Вы искали комментарий на Евангелие от Матфея глава 5 стих 3: "Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное."

Иоанн Златоуст "Толкование на 2-е послание к Фессалоникийцам", Глава № 1, параграф 2
Отчего же ты после этого превозносишься, скажи мне? Может быть - здоровым состоянием своего тела? Но в этом отношении преимущество остается на стороне бессловесных. Это свойство находим и у воров, и у убийц, и у грабящих могилы. Благоразумием ли своим? Но гордость несвойственна благоразумию, напротив чрез нее ты лишаешь себя права носить название благоразумного. Поэтому обуздаем наши помыслы, будем скромны, смиренномудры, кротки. Таких особенно ублажает Христос, говоря: "блаженны нищие духом" (Мф.5:3); и опять, взывая, говорит: "научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем" (Мф.11:29). Для того и умыл Он ноги своим ученикам, чтобы показать нам пример смиренномудрия. Постараемся из всего этого извлечь для себя пользу, чтобы мы могли получить блага, обещанные любящим Его, благодатью и человеколюбием (Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава во веки. Аминь).
Открыть весь параграф

Вы искали комментарий на Евангелие от Матфея глава 5 стих 3: "Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное."

Иоанн Златоуст "Толкование на Послание к Евреям", Глава № 18, параграф 1
рования. А какие - плотские? Tе, которые утучняют и услаждают тело, но причиняют вред душе, каковы например: богатство, роскошь, слава, любовь плотская; всё это относится к плоти. Не будем же любить приращение богатства, но будем всегда искать бедности; она - великое благо. Но, скажешь, она делает человека уничиженным и жалким? Это нам и нужно, потому что приносит нам великую пользу. "Нищета", - говорит Премудрый, - "смиряет мужа" (Притч. 10:4); также Христос (говорит): "блаженны нищие духом…" (Мат. 5:3). О том ли ты скорбишь, что стоишь на пути, ведущем к добродетели? Разве ты не знаешь, что она (бедность) доставляет нам великое дерзновение? Но, скажешь, "мудрость бедняка пренебрегается" (Еккл. 9:16); и в другом месте сказано: "нищеты и богатства не давай мне" (Притч. 30:8); и ещё: изьми меня из "горнила страдания" (Ис. 48:10), Может ли быть злом, бедность или богатство, если "бедность и богатство - от Господа" (Сир. 11:14)? Почему же так сказано? Это было сказано в ветхом заве
Открыть весь параграф

Вы искали комментарий на Евангелие от Матфея глава 5 стих 3: "Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное."

Иоанн Златоуст "Толкование на Послание к Евреям", Глава № 20, параграф 1
лась бы им, как своим, - то захотела ли бы ты приобретать что нибудь? И даже, если бы ты лишилась всего, не считала ли бы ты себя богатою? О чём же ты скорбишь? О том ли, что не имеешь богатства? Но знай, что у тебя отнят повод ко грехам. О том ли, что лишилась имущества? Но ты приобрела благоволение Божие. Как, скажешь, приобрела? (Апостол) сказал: "Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными" (1 Кор. 6:7)? и еще: "За все благодарите" (1 Фес. 5:18); (Христос) сказал: "Блаженны нищие духом" (Мат. 5:3). Подумай же, какого сподобишься ты благоволения, если покажешь это на деле. От нас требуется только одно - за всё благодарить Бога, и мы будем иметь всё в изобилии. Например, ты потерял десять тысяч литр золота? Тотчас благодари Бога, и через это обращение к Нему и свою благодарность ты уже приобретаешь сто тысяч. За что, скажи мне, ты ублажаешь Иова: за то ли, что он имел столько верблюдов, стад и рабочего скота, или за сказанные им слова: "Господь дал, Господь и взял" (Иов. 1:
Открыть весь параграф

Вы искали комментарий на Евангелие от Матфея глава 5 стих 3: "Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное."

Иоанн Златоуст "О покаянии, и на чтение о (грехе) Давида с женою Урии SPURIA", Глава № 1, параграф 1
епые брением исцеляются от своего природного недостатка и пять тысяч человек в пустыне насыщаются пятью хлебами, где разбойнику открывается путь в рай и блудница становится чище звезд, где струи Иорданские освящаются для освящения наших душ и Единородный Сын от Отца с неба провозглашается, где Христос обновляет нашу жизнь, и обновляя, проповедует для спасения рода человеческого, говоря: "Блаженны нищие духом, ибо их есть царствие небесное. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся" (Мф. 5:3, 6)? Но заметь, и эти заповеди мы прочитываем в церквах раз или два в неделю. Правда, царские венцы не годится выставлять напоказ народу каждый день. Но что сказать о блаженном апостоле Павле, проповеднике Христовом, уловлявшем вселенную, своими четырнадцатью посланиями, как бы духовными сетями, привлекшем ко спасению весь мир; о Павле, восхищенном до третьего неба и в самый рай, самовидце тайн царства небесного, недоступных человеческому слову (2 Кор. 12: 14)? Ведь даже и его пис
Открыть весь параграф

Сообщество пользователей "Экзегетики" ВКонтакте


Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет

Сайт адаптирован для смартфонов и планшетов.

Создание сайта Ключ на старт